Ребенок в возрасте 11 месяцев уже самостоятельно топает и частенько тянет за руку маму, присутствие которой позволяет малышу чувствовать себя увереннее на собственных ножках. Это еще не взрослые шаги (уверенные и устойчивые), но значительный рывок в развитии маленького человечка. Если ребенок еще не ходит самостоятельно это не является патологией – все дети разные и темпы развития у них тоже разные. По рекомендациям врачей, обязательным навыком в данном возрасте является умение прямо сидеть и вставать на ножки у опоры, но если ребенок не умеет этого делать, то лучше обратиться к ортопеду.
Детки в этом возрасте уже говорят некоторые несложные слова:” папа, мама, баба, на”. При этом у многих малышей слово ‘дай’ всегда заменяется на слово ‘на’ и родителям приходится угадывать.
Хочет ребенок отдать игрушку или забрать себе. Часто детки что-то рассказывают взрослым на своем языке очень эмоционально и так отчаянно жестикулирую, что поневоле понимаешь — что-то важное для себя ребенок рассказывает — только понять бы – ‘ что’? Очень важно всегда говорить с ребенком: объяснять, что вы делаете, куда идете, кого видите, произносить звуки, которые издает котик, собачка, коровка.
Необходимо приучать ребенка к чтению, книжки следует выбирать с картонными листами и большими картинками. Долго сидеть рядом со взрослыми и слушать сказку малыш еще не в состоянии, поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что одну страничку придется читать за несколько подходов. Внимание ребенка часто переключается с одного предмета на другой и ему пока еще сложно сконцентрироваться на чем-то одном.
Обязательным условием развития социальной личности является умение играть со сверстниками. В данном возрасте полноценных игр еще не получиться, но детки могут наблюдать друг за другом и пытаться повторить некоторые действия. Не следует давать ребенку сразу все игрушки, которые есть в доме. Лучше их периодически менять: поиграл с несколькими игрушками, эти игрушки спрятать на некоторое время и достать те, которые ребенок успел подзабыть, так у ребенка всегда будут ‘новые’ игрушки, и они не будут ему надоедать.
Родители должны научить ребенка играть: показать, как нужно кормить куколку из детской тарелочки, как укладывать ее спать или купать, показать, как куклы или звери ходят друг к другу в гости и играют. В дальнейшем это поможет ребенку быстрее адаптироваться в играх с другими детьми.
Кормление ребенка в этом возрасте очень приближено к взрослому диетическому столу: вареные овощи, каши, супы, фрукты и ничего жареного, жирного и соленого. Различие в консистенции пищи, так как у ребенка еще мало зубов (6-8 штук) значительную часть пищи ребенку пока дают в измельченном виде. Меню ребенка должно быть разнообразно и сбалансировано, исключение составляют сильные аллергены, с введением которых в рацион нужно еще подождать: мед, цитрусовые, орехи.
Режим сна и бодрствования можно потихоньку приближать к режиму в детском саду. Подъем в 7-8 утра, гигиенические процедуры и завтрак, прогулка, обед и сон. В таком возрасте многие детки переходят на один дневной сон и им этого достаточно. Главное соблюдать режим дня. Соблюдение этих правил поможет ребенку вырасти здоровым и счастливым.
Ольга Булай. Все работы автора