В первые годы жизни ребенок растет очень быстро, и, наверное, каждый родитель хочет услышать первые слова своего сына или дочки.
Примерный возраст развития речи – период от 9 (10) месяцев до 2-х лет. Отдельные звуки, слоги и слова могут появиться и раньше (здесь все индивидуально).
Однако, существует ряд моментов, которые способствуют становлению речи ребенка, или, наоборот, тормозят её.
Итак, начать следует с того, что формировать развитие речи, как и любое другое развитие, нужно с самого рождения. Так, постоянно разговаривая с младенцем, показывая ему окружающие предметы, комментируя окружающие явления, читая книги, родители провоцируют появление речи в более раннем возрасте. Так, беседуя с ребенком с самого рождения, можно ожидать автономной речи примерно к 9-10 месяцам. Конечно, это будут слоги, обозначающие предметы, или искаженные слова, но это уже речь! То есть первый этап речевого развития пройден.
Далее актуальным становится вопрос о качестве речи, ведь ребенок может надолго остановиться в том периоде словесного развития, на котором он был. Родителям не следует обращаться с сыном или дочерью, используя уменьшительно-ласкательные или искаженные слова из лексикона ребенка. Использование такой речи не дает ребенку примера для дальнейшего развития. Действует принцип – раз взрослые так разговаривают – значит так правильно. Общение должно происходить при помощи грамотной взрослой речи. Это не только поможет ребенку быстрее заговорить, но и сделает его речь четкой и грамотной.
Не следует забывать о значении мелкой моторики для развития речи. Мозаика, лепка, перебирание мелких предметов, рисование – все это является важными составляющими речевого развития. Полезным будет создание вместе с мамой аппликаций из крупных природных материалов. С комментариями родителей о названии, цвете, форме и размере предмета, а также с советами родителей, что из этого можно сделать, у ребенка будет формироваться воображение, мышление, речь.
Чтение книг, рассматривание и обсуждение картинок, описывание предметов также развивает мышление и речь.
С развитием речи – понятно. Однако, существуют моменты, на первый взгляд, не очень важные, которые препятствуют развитию речи у ребенка.
Когда ребенок начинает произносить звуки, указывая на предмет или потребность, родители понимают его. Но, когда мама и папа долгое время принимают общение звуками, у дитя нет стимула к дальнейшей речи. А зачем? Его же и так понимают. Родителям следует заменять звуковое обозначение предмета словом, давая понять ребенку, что его понимают, но слово должно звучать по-другому.
Еще один момент, это, как уже говорилось ранее, использование детской, искаженной речи и уменьшительно-ласкательных форм. В этом случае, речь ребенка формируется нечеткой, с возможными логопедическими нарушениями.
Ольга Булай. Все работы автора