Своему рождению Майя Плисецкая обязана отцу, знаменитому в Советском Союзе хоздеятелю, Михаилу Плисецкому и маме Рахиле Мессер, артистке немого кинематографа. Родилась будущая балерина в тяжелые для Советского Союза времена, 20 ноября 1925 года.
Несколько лет Майя со своей семьей прожила на островах Шпицберген, где ее папа руководил «Арктикуглем», а спустя время он стал генеральным консулом СССР. Но в 1938 отца Майи взяли под арест и в этом же году его расстреляли. Спустя год арестовали и ее маму, вначале она отбывала заключение в Бутырской тюрьме, а потом была сослана в Казахстан на исправительные работы в Акмоленский лагерь, где отбывали наказания жены всех предателей Советского Союза. Майю и ее младших братьев берет на воспитание к себе родная тетя.
В 1943 году, несмотря на тяжелые военные годы, Майя смогла закончить Московское хореографическое училище и получить статус прима-балерины в составе Большого театра. В 1944 году Майя получает ведущую роль в «Щелкунчике», в 1945 — образ феи в «Золушке», в 1947 году ее первое исполнение Одилио и Одетты в «Лебедином озере», а в 1948 году — дебют, роль Зарины в «Бахчисарайском фонтане». В 1960 году Майя становится Первой балериной Большого, а в 1967 году балет «Кармен-сюита» приносит балерине ошеломляющий успех.
В 1972 году Плисецкая участвует в одной из постановок своего мужа Родиона Щедрина. В 1980 году она взяла на себя роль хореографа и самостоятельно ставит балет «Чайка». С 1987 по 1990 год она работает в Испании, где руководит балетным коллективом «Театро лирикон националь». Но по возвращению в Москву она исполняет свою последнюю роль в «Даме с собачкой» и уходит со сцены Большого театра из-за серьезных споров с руководителями.
Уход из Большого не поставил точку в ее карьере, Плисецкая продолжает работать со многими известными всему миру хореографами и в 1991 году танцует в «Безумной из Шайо».
Майя Плисецкая покинула этот мир в первые дни мая 2015 года. До самой своей смерти она прожила со своим супругом Родионом Щедриным, который стал для нее мужем и коллегой. Но детей у пары не было, всю свою жизнь балерина посвятила театру.
С предложением воздвигнуть памятник Плисецкой в Москве, фото которого вы видите ниже, выступил ее супруг Р. Щедрин. Его идею активно поддержал министр культуры, а также фонд Усманова «Искусство, наука и спорт». Скульптуром был выбран известный уральский художник В. Митрошин, он был хорошим другом балерины.
Местом воздвижения скульптуры, рядом с Большим театром, и образ Кармен были выделены неслучайно. Ведь в 1967 году именно на сцене Большого, зрители впервые увидели «Кармен-сюита», поставленную только для Майи Плисецкой хореографом и постановщиком с мировым именем Альберто Алонсо. Именно Кармен принесла Плисецкой всемирную известность.
Уголочек Большой Дмитровки очень любила Плисецкая. Они с мужем часто приходили сюда, чтобы еще раз полюбоваться красотой граффити, которую сделал бразильский художник Эдуард Кобрай. Он изобразил балерину в образе лебедя. Спустя год после ухода из жизни балерины в нескольких шагах от Большого театра образовался скверик имени Плисецкой, который и стал тем местом, где теперь возвышается в небо фигура огненной и в то же время женственной Кармен – Майи Плисецкой.
На открытие супруг балерины поблагодарил всех тех, кто не остаются равнодушным к культуре и искусству. И несмотря на то, что говорить ему было тяжело и слезы наворачивались на глаза, он сказал, что мечтает о том, чтобы здесь всегда пахло сиренью, а молодые люди проводили романтические вечера. Не упустила возможность сказать несколько слов Ольга Голодец. Вице-премьер отметила, что памятник Плисецкой в Москве, фото станет популярным, он обязательно станет местом не только для поклонников балетного искусства, но и для тех, кто не безразличен к русской культуре.
Жанна Геращенко. Все работы автора